НОВОСТИ КОМПАНИИ
Главная → Новости → Как правильно выдавать спецодежду на предприятии?
20.01.2015 Как правильно выдавать спецодежду на предприятии?
Основные нормативы того, как выдавать спецодежду отражены в Постановление Правительства Республики Казахстан от 30 января 2012 года № 172 «Об утверждении норм выдачи работникам специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты за счет средств работодателя».
Так, выдается спецодежда работодателем, который отвечает за ее чистку, дезинфекцию и ремонт, но работники подписывают правила использования данной одежды. Если они нарушаются, и одежда приходит в негодность по вине работника, то ремонт и дезинфекция проводится за его счет. Работодателям расширили выбор заменяемых вещей в комплекте и дали возможность самому принимать решение о необходимости дополнительных мер защиты. Неизменным остается требование сертификации и соответствия нормам труда. Также если не была своевременно предоставлена спецодежда, то работодатель оплачивает рабочий день, но работник не должен выполнять свои обязанности.
Перед тем, как выдать спецодежду работникам работодатель должен обеспечить наличие всем необходимых документов. Это накладные и счета по закупкам или акты разработки моделей собственного образца. На складе самой организации выписываются ордера прихода по форме М – 4.
Работодатель и работники должны четко знать требования того, как оформить выдачу спецодежды, во избежание возможного обмана или кражи. Непосредственно на руки сотрудникам одежда попадает через накладные и лимитные карты, с обязательной отметкой в карточке работника времени выдачи, состояния одежды, стоимость и время возврата – обмена. Работник должен помнить, что одежда остается в собственности организации и подлежит обязательному возвращения при увольнении, переходе работ на другой участок, окончании срока пользования, что тоже отмечается в карточке.
Если спецодежды приобретается работником за свой счет, то работодатель обязан возместить затраты по чеку или, в его отсутствии, по расчету средней стоимости. Такая одежда переходит в собственность организации и ставится на баланс.
Бывшая в собственности одежды может выдаваться повторно после ее тщательной дезинфекции и осмотра, и занесении в личную карточку информации о дефектах и степени износа.
Периодически организация должна проводить мероприятия по проверке наличия одежды и ее состояния. В ходе нее выявляются факты отсутствия, износа, недостачи одежды, оформляются штрафы, взыскания или акты о списании или дополнительном приобретении.
Важно помнить, что спецодежда не является приобретением сотрудника поэтому он не плати налог с ее стоимости и стоимости ее замены.
Чтобы правильно оформить спецодежду сотрудникам необходимо четко представлять где и какая защита будет необходима. Например, находящиеся в процессе работы в лежачем положении и на коленях должны обеспечиваться матами и наколенниками. Если в процессе производства вылетают стружки, осколки, искры, вредные газы, то необходимо обеспечить наличие противогазов, защитных очков, респираторов, масок и шлемов, щитков.
На территории организации с вредным или загрязняющим производством должна находиться прачечная или специальная химчистка для спецодежды, душевая для сотрудников и отдельные шкафчики для собственной одежды, допускается договор с отдельной службой.
В случае несоблюдения требований обеспечения защитной одеждой, или отказу в ее своевременном ремонте работодателю грозит привлечение к гражданско-правовой, административной или уголовной ответственности. Если же травма или несчастный случай происходит по причине того, что сотрудник не посчитал необходим использовать спецодежду или неправильно ее использовал, то он сам отвечает за свое здоровье и жизнь. Также организация может настаивать на выплате неустойки или штрафов.
Наличие грамотно подобранной и качественной специальной одежды гарантирует безопасность жизни и здоровья сотрудников во время рабочего процесса, повышение его эффективности и отличное исполнение поставленных заданий.